Маркировка рекламы, разаллокация, Роскомнадзор и закон учета интернет-рекламы
С 1 сентября 2022 года действует новый для рекламодателей России закон о маркировке рекламы. Вся интернет-реклама, включающая контекстную рекламу, таргетированную рекламу, рекламу у блогеров, аудиорекламу и пр. должна быть размечена и данные должны передаваться в Роскомнадзор. Под исключения пока подпадают форматы Email-маркетинга и push-уведомлений.
Что такое разметка рекламы?
Маркировка интернет-рекламы предполагает действия направленные на 4 основных критерия:
-
В рекламе указан конечный заказчик и выгодоприобретатель от показа рекламы в интернет.
В рекламном кабинете должны быть указаны сведения о том, кто заказал рекламу.
-
Рекламные креативы должны быть размечены специальными токенами.
Токен — это идентификатор креатива, который занесен в базу данных. Токены не видны на самих креативах в момент показа рекламы, они должны быть заранее резмечены уникальными номерами в базе данных рекламного кабинета.
-
На креативах должна быть пометка «Реклама».
В основных рекламных площадках эта пометка проставляется автоматически самой площадкой и показывается пользователям.
-
Оптовые акты разаллоцированы по заказчикам (для рекламных агентств).
Разаллокация — это детализация актов между и рекламной системой и рекламодателем. Если Вы заказываете интернет-рекламу в агентстве (например у нас), то детализация должна быть между рекламной системой, нашим агентством и Вами как конечным заказчиком. Для наших клиентов мы сами готовим все документы и размечаем рекламу.
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)
ЕРИР представляет собой систему учета всей рекламы в интернете на территории Российской Федерации, созданную Роскомнадзором. И по Закону все данные разметки должны попадать в единый реестр от всех участников рекламного рынка.
- Рекламодатели — конечный покупатель рекламы, компания которая продает товары или услуги, привлекая клиентов через рекламу. Здесь все конечные ИП и юрлица.
- Рекламные системы (например: Яндекс, Ozon, Вконтакте и т.п.).
- Паблишеры — сайты, которые продают рекламу напрямую со своих сайтов интернет-агентствам и конечным заказчикам без участия рекламной сети (например, РБК, Forbes, Ведомости).
- Посредники — агентства, студии, фрилансеры, размещающие рекламу в разных системах, проводя рекламные бюджеты через свои расчетные счета.
Участники рекламного рынка должны передавать данные в ЕРИР, но делать это не напрямую, а через ОРД.
Оператор рекламных данных (ОРД)
ОРД — агрегатор данных, который собирает информацию от всех участников рекламного рынка и в стандартизированном виде в ЕРИР. Далее информация по запросу может передаваться всем участникам (по своему участку), ФАС, ФНС и непосредственно в сам Роскомнадзор. Как выглядит полная схема передачи данных:
Рекламодатели
Рекламная система
Паблишеры
Посредники
↓
ОРД
↓
ЕРИР
↓
ФНС
Роскомнадзор
ФАС
Все участники
Закон распространяется на всю показываемую рекламу на территории РФ, то есть все физические и юридические лица, размещающие рекламу с таргетингом на Россию, подпадают под Закон о маркировке. Неважно, сама компания или физлицо является резидентом РФ или нет. Справедливо и обратное, если ваша компания находится в России и размещает рекламу, таргетируясь на другие страны — эта часть рекламы под действие Закона не подпадает.
Какие данные передаются в ОРД?
Для отслеживания прозрачности взаимодействия Законом предусмотрена передача поэтапная передача данных до и после показа рекламы. Пошаговое взаимодействие по интернет-рекламе через с ЕРИР выглядит так:
- До начала показов и старта рекламы, до 1 числа отчетного месяца в обязательном порядке необходимо передать в ОРД:
- Данные о рекламных креативах и необходимо получить токен.
- Полную информацию о конечном рекламодателе.
- Информацию о посреднике (о всех посредниках, если их несколько) конечного рекламодателя.
- Договор между конечным рекламодателем и его посредником.
- После этого реклама показывается, откручивается рекламный бюджет.
- После показа рекламы в рекламном кабинете дополняется информация для передачи в ОРД до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, передаются:
- Данные обо всех участниках цепочки, взаимодействующих в процессе показа рекламы.
- Договора и акты с рекламодателем и его с посредниками.
- Информация о креативах, договоре, актах с рекламной системой и статистике о показах, вплоть до площадки.
Если у Вас есть вопросы по рекламе в интернет, оставляйте заявку в форме ниже, мы разберемся в вашей ситуации и настроим поток целевых клиентов в Ваш бизнес.